Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

Сегодня, в первый подготовительный день Великого поста, Церковь напоминает нам всем о таком грехе человека как гордыня.

Состояние человека когда он способен видеть в себе только самое хорошее, приписывая всевозможные достоинства, когда он приписывает себе мнимую праведность, и  когда он не способен оценить себя критично, то молитва его , как и общение с Богом не принесет для него никакой пользы.

Сегодняв притче, которую мы только что услышали, Господь предлагает нам два образа — образ фарисея и мытаря.

Кто такие были фарисеи? Это были хранители религиозного закона, борцы за веру. За свою непоколебимость в соблюдении предписаний законодательства Моисея они пользовались почетом и уважением среди своих единоплеменников. Наконец, они были учителями народа. Людьми мудрыми, рассудительными, хорошо знающими древние предания. Они были те, кто во все времена, во всяком месте является столпами традиционного уклада жизни, гарантами духовной стабильности и здоровья общества.

Кто такие мытари? Это не просто сборщики налогов. Это евреи, которые собирали налог в пользу Рима, под властью которого находилась в то время территория Палестины. Иными словами, это были те кто, которые обирали своих же собратьев. Предатели. И на такой шаг их часто толкала корысть, жажда наживы, да и просто подлость натуры.

Итак, наш фарисей отнюдь не отрицательный персонаж, каким мы его часто пытаемся себе представить. Совсем не обязательно видеть в его молитве следы бахвальства, тщеславия и превозношения над мытарем и другими грешниками. Он искренне благодарит Бога за то, что Тот оградил его от очень тяжких грехов, таких как блуд, разбой, предательство. Ведь и мы точно так благодарим Бога, проходя мимо тех, кто оказался на социальном дне, опустился до состояния, когда человек уже теряет всякий человеческий облик. «Спасибо тебе, Господи, что я не на их месте и у меня в жизни все относительно хорошо». Фарисей искренне благодарит Бога за то, что у него есть возможность Ему послужить: как положено поститься и поддерживать богослужения в храме установленной суммой денег. Согласитесь, дело не маловажное. И мы также часто говорим Богу спасибо за то, что приходим в Церковь и принимаем участие в таинствах. И ведь посмотрите, Христос не осуждает фарисея. Он выходит из храма оправданным.

И все же мытарь оправдывается в большей степени. Оправдывается единственно за то, что молится Богу в особом состоянии, которое называется сердечным сокрушением. Молится с болью в сердце за свое несовершенство и греховность.

Эта притча указывает всен нам на важный духовный закон. Бог, безусловно, наградит тебя, за добродетельную жизнь. Однако не это окончательный критерий подлинной праведности. Ведь зачастую наша чистота, наша нравственная безупречность и порядочность, зависят от обстоятельств, воспитания, образования, личного темперамента, тех перипетий, которые может быть выпали на нашу долю. И на каждого человека доля может быть разная, кто-то проживет свою жизнь в нищете, кто-то с болью, кто-то в сытости, но подлинная праведность начинается с сокрушения сердца, покаянного настроения перед Творцом. Именно это состояние способно привлечь к нам внимание Бога, в каком бы мерзком и скверном болоте мы не находились. Именно оно способно спасти даже тех, у кого совсем никаких надежд на спасения не осталось.

Иерей Владислав Азевс
17 февраля 2019 г.


Поделиться: